yandex_f78849e3031788cb

Индивидуальный предприниматель Леташкова Светлана Владимировна



УТВЕРЖДАЮ

Индивидуальный предприниматель Леташкова С. В.

Приказ от 1 № 01 февраля 2024 г.










Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа

«Юный математик»

Направленность программы: социально-гуманитарная.

Срок реализации программы: 9 месяцев.


Автор-составитель:

Леташкова Светлана Владимировна

СОДЕРЖАНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА......................................................................................................... ..3
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ......................................................................................................... 3
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ.................................................................................... 4
1. КОМПЛЕКС ХАРАКТЕРИСТИК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ.. 4
1.1 Нормативно-правовые основы разработки программы............................................................. 4
1.2 Общая характеристика программы.. 5
1.3 Цель и задачи программы.. 5
1.4. Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ.. 5
1.5 Ожидаемые результаты и способы определения их результативности. 6
1.6 Способы определения результатов. 7
2. ДОКУМЕНТЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.. 8
2.2 Учебно-тематический план дополнительной общеразвивающей образовательной программы «Юный математик». 8
2.1 Календарно учебный график дополнительной общеразвивающей образовательной программы «Юный математик». 10
3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.. 11
Модуль 1 Нумерация и четыре действия над целыми отвлеченными числами. 11
Модуль 2 Четыре действия над составными именованными числами. 11
Модуль 3. Понятие о дроби и действиях над дробными числами. 12
Модуль 4 Элементарные сведения из практической, наглядной геометрии. 12
Модуль 5 Решение текстовых задач. 12
Модуль 6 Работа с информацией. 12
4. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ.. 12
5. ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «Юный математик». 13
5.1 Особенности организации образовательного процесса. 13
5.2 Условия реализации программы. 13
5.3 Кадровое обеспечение. 14
5.4 Материально-техническое обеспечение программы.. 14
5.5 Учебно-методическое обеспечение. 14
5.6 Контрольно - оценочные материалы.. 15
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 16
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. 17
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. 18


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс предназначен для развития математических способностей обучающихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. В этом может помочь ИП Леташкова С. В. с программой дополнительного образования «Юный математик», расширяющий математический кругозор и эрудицию учащихся, способствующий формированию познавательных универсальных учебных действий.
Предмет дополнительного образования предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Содержание программы дополнительного образования «Юный математик» направлено на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.

НОВИЗНА
Новизна дополнительной общеразвивающей образовательной программы «Юный математик» заключается в том, что педагогическая технология предусматривает знакомство детей с математическими понятиями на основе деятельного подхода, когда новое знание дается не в готовом виде, а постигается ими путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков.
Занятия по дополнительной общеразвивающей образовательной программе «Юный математик», также способствуют воспитанию у школьников младшего звена интереса к математике, умения преодолевать трудности, не бояться ошибок, самостоятельно находить способы решения познавательных задач, стремиться к достижению поставленной цели. Этому способствует интегративный подход, направленный не только на появление у детей математических представлений, но и на развитие ребенка в целом. Познавательная деятельность по математике организуется с учетом индивидуального темпа продвижения ребенка.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математике, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу. Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы факультатива, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать, и направлять. Данная практика поможет им успешно овладеть не только обще учебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.

3




ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ
Данной программы состоит в том, что обучающиеся смогут освоить ряд предметных умений (составлять план прочитанного, тезисы, конспекты, таблицы, планировать свою деятельность, контролировать выполненные действия) и обще учебных умений (вести диалог с преподавателем, со сверстниками, защита своих взглядов, устанавливать контакты с целью выполнения заданий за пределами кружка). Безусловно, полезным окажется и опыт исследовательской деятельности, приобретенный в результате подготовки итоговых зачетных работ.
Дополнительное обучение создается на добровольных началах с учетом склонностей ребят, их возможностей и интересов.

1. КОМПЛЕКС ХАРАКТЕРИСТИК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММА
1.1 Нормативно-правовые основы разработки программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный математик» составлена в соответствии с нормативными правовыми актами и государственными программными документами:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей, и молодежи";
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685- 21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (рзд.VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»);
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок).

1.2 Общая характеристика программы
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа «Юный математик» - это комплекс нормативно-методической документации, регламентирующей содержание, организацию и оценку качества подготовки детей.
Особенности реализации программы: Создание атмосферы психологического комфорта, защищённости, уверенности, что является важным стимулом для создания и поддержания интереса к изучению арифметики.
Направленность программы социально-гуманитарная, так как её содержание обеспечивает развитие у детей начальных коммуникативно-игровых способностей.
Уровень программы – стартовый.
Предназначена программа для подготовки лиц: 10-11 лет
Количество обучающихся – до 10
Общая трудоемкость ДОО составляет – 144 часа
Срок реализации дополнительной образовательной программы: 9 месяцев
Занятия проводятся по учебному расписанию, 2 раза в неделю по 2 академических часа, продолжительность 1 занятия – 45 минут, перерывы между занятиями не менее 10 минут. Дни и время — по договоренности с группой.
Формы обучения – очная.
Форма проведения занятий, традиционное, комбинированное, занятие – игра, рассказ, демонстрация, работа с книгой, беседа, творческое занятие, лекция, практикум, экскурсия, викторина. Методика проведения занятий предусматривает теоретическую подачу материала с

4





демонстрацией визуального ряда на интерактивной доске, а также практическую деятельность, и диалогов по теме.
Язык обучения - русский
Документ – свидетельство о прохождении обучения по программе ДОО «Юный математик».

1.3 Цель и задачи программы
Цель программы: формирование и развитие математических способностей на основе овладения в соответствии с возрастными возможностями детей необходимых знаний и умений, создание условий для активной мотивации ребенка при подготовке к школе.
Задачи:
обучающие:
· формировать представления у школьников младшего звена об отношениях, зависимостях объектов по размеру, количеству, величине, форме, расположению в пространстве и во времени;
· научить практическим действиям сравнения, счета, вычислений, измерения, классификации, преобразования
· научить пользоваться терминологией, высказываниями о производимых действиях, изменениях, зависимостях предметов по свойствам, отношениям.
развивающие:
· развивать мыслительную деятельность и творческий подход в поиске способов решения;
· развивать внимание, речь, память, воображение;
· развивать детскую активность, способность самостоятельно решать доступные творческие задачи - занимательные, практические, игровые.
воспитательные:
· воспитывать у детей интерес к процессу познания, желание преодолевать трудности;
· воспитывать интеллектуальную культуру личности на основе овладения навыками учебной деятельности.
· воспитывать организованность и самостоятельность.

1.4. Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ
Программа дополнительного образования «Юный математик» — развивающая, поскольку в процессе ее реализации у школьников младшего звена формируются математические способности:
· к обобщению математического материала;
· оперированию числовой и знаковой символикой;
· абстрагированию от конкретных количественных отношений;
· сокращению процесса математических рассуждений;
· обратимости мыслительных процессов;
· последовательному, логическому рассуждению, связанному с потребностью в доказательствах, обоснованиях, выводах.
Формируются предпосылки к универсальным учебным действиям (УУД) с учетом предметного содержания: личностные регулятивные познавательные логические коммуникативные.
При формировании предпосылок универсальных учебных действий используются следующие элементы современного образования:
· разрешение проблемных ситуаций;
· побуждение к самостоятельному поиску ответа на поставленную учебно-игровую задачу.

1.5 Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
В процессе занятий на основе организованного общения в группе, с использованием разнообразных видов речевой и неречевой деятельности, в том числе творческой (игровой, художественной) учащиеся получают стимул для общего речевого развития. Развивается их

5





  1. ДОКУМЕНТЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

2.2 Учебный план дополнительной общеразвивающей образовательной программы «Юный математик»

 

 

Название тем

Общая трудоемкость, час.

В том числе:

 

 

Материальное и техническое обеспечение занятия

 

 

Форма контроля

 

теория

практика

Модуль 1 Нумерация и четыре действия над целыми отвлеченными числами

11

5

6

 

 

1.1

Вводное занятие. Входной контроль. Техника безопасности.

2

1

1

Презентация/Наглядное пособие

Тестирование /Наблюдение/

1.2

Числа, которые больше 1000. Нумерация.

2

1

1

Презентация/Наглядное пособие

Устный опрос/Наблюдение/

1.3

Числа, которые больше 1000. Величины.

2

1

1

Презентация/Наглядное пособие

Устный опрос/Наблюдение/

1.4

Числа, которые больше 1000. Сложение и вычитание.

2

1

1

Презентация/Наглядное пособие

Устный опрос/Наблюдение/

1.5

Числа, которые больше 1000. Умножение и деление.

2

1

1

Презентация/Наглядное пособие

Устный опрос/Наблюдение/

 

Промежуточный контроль

1

-

1

Тест

Зачет по модулю

Модуль 2 Четыре действия над составными именованными числами

17

8

9

 

 

2.1

Меры длины, массы

2

1

1

Презентация/Наглядное пособие

Устный опрос/Наблюдение/

2.2

Меры объема и площади2

2

1

1

Презентация/Наглядное пособие

Устный опрос/Наблюдение/

2.3

Нахождение площади, периметра и объёма фигур

2

1

1

Презентация/Наглядное пособие

Устный опрос/Наблюдение/

2.4

Формула пути. Формула стоимости.

2

1

1

Презентация/Наглядное пособие

Устный опрос/Наблюдение/

2.5

Формула работы. Формула произведения.

2

1

1

Презентация/Наглядное пособие

Устный опрос/Наблюдение/

2.6

Умножение многозначных чисел. Умножение многозначного числа на многозначное.

2

1

1

Презентация/Наглядное пособие

Устный опрос/Наблюдение/

2.7

Решение задач на нахождение неизвестного по двум разностям

2

1

1

Презентация/Наглядное пособие

Устный опрос/Наблюдение/

2.8

Письменные приемы умножения и деления.

2

1

1

Презентация/Наглядное пособие

Устный опрос/Наблюдение/

 

Промежуточный контроль

1

-

1

Решение задач

Зачет по модулю

Модуль 3 Понятие о дроби и действиях над дробными числами

31

15

16

 

 

3.1

Измерения и дроби

2

1

1

Презентация/Наглядное пособие

Устный опрос/Наблюдение/

3.2

Сравнение дробей с одинаковыми знаменателями и дробей с одинаковыми числителями

2

1

1

Презентация/Наглядное пособие

Устный опрос/Наблюдение/

3.3

Доли. Сравнение долей. Процент.

2

1

1

Презентация/Наглядное пособие

Устный опрос/Наблюдение/

3.4

Нахождение числа по доле.

2

1

1

Презентация/Наглядное пособие

 

3.5

Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.

2

1

1

Презентация/Наглядное пособие

Устный опрос/Наблюдение/

3.6

Правильные и неправильные дроби.

2

1

1

Презентация/Наглядное пособие

Устный опрос/Наблюдение/

3.7

Выделение целой части из неправильной дроби

2

1

1

Презентация/Наглядное пособие

Устный опрос/Наблюдение/

3.8

Сложение и вычитание смешанных чисел (с одинаковыми знаменателями дробной части)

2

1

1

Презентация/Наглядное пособие

Устный опрос/Наблюдение/

3.9

Построение и использование алгоритмов изученных случаев действий с дробями и смешанными числами

2

1

1

Презентация/Наглядное пособие

Устный опрос/Наблюдение/

3.10

Деление и дроби. Задачи на дроби

2

1

1

Презентация/Наглядное пособие

Устный опрос/Наблюдение/

3.11

Площадь прямоугольного треугольника

2

1

1

Презентация/Наглядное пособие

Устный опрос/Наблюдение/

3.12

Решение задач на нахождение части, которую одно число составляет от другого.

2

1

1

Презентация/Наглядное пособие

Устный опрос/Наблюдение/

3.13

Правильные и неправильные дроби.

2

1

1

Презентация/Наглядное пособие

Устный опрос/Наблюдение/

3.14

Наглядное изображение дробей с помощью геометрических фигур и на числовом луче.

2

1

1

Презентация/Наглядное пособие

Устный опрос/Наблюдение/

3.15

Решение задач на части с неправильными дробями.

2

1

1

Презентация/Наглядное пособие

Устный опрос/Наблюдение/

 

Промежуточный контроль

1

-

1

Решение задач

Зачет по модулю

Модуль 4 Элементарные сведения из практической, наглядной геометрии

17

8

9

 

 

3.1

Плоские и объемные фигуры.

2

1

1

Презентация/Наглядное пособие

Устный опрос/Наблюдение/

3.2

Тела вращения: цилиндр, конус и шар.

2

1

1

Презентация/Наглядное пособие

Устный опрос/Наблюдение/

3.3

Развертка цилиндра, конуса, усеченного конуса

2

1

1

Презентация/Наглядное пособие

Устный опрос/Наблюдение/

3.4

Пересечение геометрических фигур

2

1

1

Презентация/Наглядное пособие

Устный опрос/Наблюдение/

3.5

Площадь геометрических фигур.

2

1

1

Презентация/Наглядное пособие

Устный опрос/Наблюдение/

3.6

Геометрические фигуры: квадрат, круг, треугольник. Предметы одинаковой формы

2

1

1

Презентация/Наглядное пособие

Устный опрос/Наблюдение/

3.7

Конструирование многоугольника

2

1

1

Презентация/Наглядное пособие

Устный опрос/Наблюдение/

3.8

Плоские и объемные фигуры

2

1

1

Презентация/Наглядное пособие

Устный опрос/Наблюдение/

 

Промежуточный контроль

1

-

1

Решение задач

Зачет по модулю

Модуль 5 Решение текстовых задач

37

18

19

 

 

5.1

Задачи на нахождение доли по числу и числа по его доле

4

2

2

Презентация/Наглядное пособие

Устный опрос/Наблюдение/

5.2

Задачи на нахождения площади и периметра

4

2

2

Презентация/Наглядное пособие

Устный опрос/Наблюдение/

5.3

Задачи на нахождение неизвестного по двум разностям

4

2

2

Презентация/Наглядное пособие

Устный опрос/Наблюдение/

5.4

Задачи на проценты

4

2

2

Презентация/Наглядное пособие

Устный опрос/Наблюдение/

5.5

Задачи на пропорциональное деление

4

2

2

Презентация/Наглядное пособие

Устный опрос/Наблюдение/

5.6

Задачи на определение цены, количества, стоимости

4

2

2

Презентация/Наглядное пособие

Устный опрос/Наблюдение/

5.7

Задачи на движение

4

2

2

Презентация/Наглядное пособие

Устный опрос/Наблюдение/

5.8

Решение задач при помощи уравнений

4

2

2

Презентация/Наглядное пособие

Устный опрос/Наблюдение/

5.9

Решение логических задач

4

2

2

Презентация/Наглядное пособие

Устный опрос/Наблюдение/

 

Промежуточный контроль

1

-

1

Тест

Зачет по модулю

Модуль 6 Работа с информацией

23

11

12

 

 

6.1

Работа с текстом. Справочная информация.

2

1

1

Презентация/Наглядное пособие

Устный опрос/Наблюдение/

6.2

Чтение таблицы: нахождение, сравнение и интерпретация данных.

4

2

2

Презентация/Наглядное пособие

Устный опрос/Наблюдение/

6.3

Заполнение таблицы предложенными или самостоятельно найденными данными.

4

2

2

Презентация/Наглядное пособие

Устный опрос/Наблюдение/

6.4

Использование таблиц при решении текстовых задач

4

2

2

Презентация/Наглядное пособие

Устный опрос/Наблюдение/

6.5

Чтение столбчатой диаграммы: нахождение, сравнение и интерпретация данных

4

2

2

Презентация/Наглядное пособие

Устный опрос/Наблюдение/

6.6

Построение столбцов диаграммы по предложенным или самостоятельно найденным данным.

4

2

2

Презентация/Наглядное пособие

Устный опрос/Наблюдение/

 

Промежуточный контроль

1

-

1

Решение задач

Зачет по модулю

 

Консультация

6

-

6

 -

-

 

Итоговый контроль

2

-

2

 -

Решение задач

 

Итого

144

65

71

 

 

2.1 Календарный график дополнительной общеразвивающей образовательной программы «Юный математик»

Форма занятия

Темы

Общая трудоемкость, час.

Место

проведения

Форма

контроля

Теория/Практика/ Занятие-игра

Модуль 1 Нумерация и четыре действия над целыми отвлеченными числами

11

Учебный кабинет

Тестирование /Наблюдение/Зачет

Теория/Практика/ Занятие-игра

Модуль 2 Четыре действия над составными именованными числами

17

Учебный кабинет

Устный опрос/Наблюдение/Зачет

Теория/Практика/ Занятие-игра

Модуль 3 Понятие о дроби и действиях над дробными числами

31

Учебный кабинет

Устный опрос/Наблюдение/Зачет

Теория/Практика/ Занятие-игра

Модуль 4 Элементарные сведения из практической, наглядной геометрии

17

Учебный кабинет

Устный опрос/Наблюдение/Зачет

Теория/Практика/ Занятие-игра

Модуль 5 Решение текстовых задач

37

Учебный кабинет

Устный опрос/Наблюдение/Зачет

Теория/Практика/ Занятие-игра

Модуль 6 Работа с информацией

23

Учебный кабинет

Устный опрос/Наблюдение/Зачет

Консультация

Консультация

6

Учебный кабинет

Ответы на вопросы

Итоговый контроль

Итоговый контроль

2

Учебный кабинет

Тестирование

Итого

144

 

 

 

 

 

 

Темы

Общая трудоемкость, час

Срок реализации дополнительной образовательной программы

1 месяц

2 месяц

3 месяц

4 месяц

5 месяц

6 месяц

7 месяц

8 месяц

9 месяц

Модуль 1 Нумерация и четыре действия над целыми отвлеченными числами

11

5/6

-

-

-

-

-

-

-

-

Модуль 2 Четыре действия над составными именованными числами

17

3/2

5/7

-

-

-

-

-

-

-

Модуль 3 Понятие о дроби и действиях над дробными числами

31

-

2/2

8/8

5/6

-

-

-

-

-

Модуль 4 Элементарные сведения из практической, наглядной геометрии

17

-

-

-

2/3

6/6

-

-

-

-

Модуль 5 Решение текстовых задач

37

-

-

-

-

2/2

8/8

8/8

-/1

-

Модуль 6 Работа с информацией

23

-

-

-

-

-

-

-

7/8

4/4

Консультация

6

-

-

-

-

-

-

-

-

-/6

Итоговый контроль

2

-

-

-

-

-

-

-

-

-/2

Итого

144

16

16

16

16

16

16

16

16

16